Архетипическое путешествие
Из блога Мэри К. Грир: здесь и здесь
Перевод:
le_mare
Хотя многие тарологи применяют юнгианский психологический подход в своей работе, вопрос в том, знали ли сам Юнг что-либо о Таро. Что ж, вообще-то – да, знал, и хотел бы исследовать этот вопрос более тщательно, но препятствовала нехватка времени. Вот примеры упоминаний Таро Юнгом, хотя его знания, особенно в части истории Таро, были не очень глубоки.
16 сентября 1930 года Юнг написал в письме миссис Экштейн:
«Да, я знаю о Таро. Насколько мне известно, это карточная колода, использовавшаяся испанскими цыганами, старейшие карты из известных. Их до сих пор используют для прогностических целей».
1 марта 1933 года Карл Юнг упоминал о Таро на семинаре по активному воображению, продемонстрировав большую осведомлённость о предмете, чем можно было бы подумать, если судить по предыдущему письму. Вот точная запись сказанных им слов:
Читать дальше...«Ещё одна странная область оккультного знания, где появляется образ гермафродита – Таро. Это колода карт, которую первоначально использовали цыгане. Существуют колоды испанского происхождения, датируемые, если я правильно помню, XV веком. Эти карты являются прародителем наших современных игральных карт, в которых красное и чёрное символизирует противоположности, а разделение на четыре масти – черви, трефы, пики, бубны, – также принадлежит к области символизма индивидуации. Это психологические образы, символы, с которыми играет человек, так же, как бессознательное играет со своим содержимым. Они образуют определённые комбинации, и различные комбинации соответствуют игривому развитию событий в истории человечества. Карты Таро состоят из обычных карт – король, королева, туз и т.д., – только изображения слегка отличались, кроме того, есть ещё 21 карта, на которых изображены символы или символические ситуации. Например, символ солнца, человека, подвешенного за ноги, башни, разрушенной молнией, колеса Фортуны и т.д. Они представляют собой некие архетипические идеи различной природы, смешивающиеся с обычным содержимым потока бессознательного, таким образом, их вполне можно использовать в интуитивном методе понимания потока жизни, возможно, даже для предскащания будущих событий, так как всё будущее основывается на событиях настоящего. В этом эти карты схожи с И Цзин, китайским методом предсказания, который как минимум позволяет прочитать текущую ситуацию. Вы знаете, человек всегда чувствовал потребность найти доступ к смыслу текущей ситуации через бессознательное, так как между основной ситуацией и коллективным бессознательным существует своего рода связь или подобие.
В Таро есть изображение гермафродита (diable) на карте Дьявол. В алхимии это – золото. Другими словами, такая попытка объединить противоположности для христианского мышления является дьявольской, каким-то слом, недопустимым, чем-то, что относится к области чёрной магии».
Из Visions: Notes of the Seminar given in 1930-1934 by C. G. Jung, под редакцией Клэр Дуглас, том. 2 (Princeton NJ, Princeton University Press, Bollingen Series XCIX, 1997), стр. 923.).
В «Архетипах коллективного бессознательного» (The Archetypes of the Collective Unconscious, CW, том 9:1, пар. 81), Юнг пишет:
«Если нужно сформировать картину символического процесса, хорошим примером является серия изображений, применяемых в алхимии… Также представляется, что изображения карт Таро являются отдалёнными потомками архетипов трансформации, и эту точку зрения подтвердила весьма информативная лекция профессора (Рудольфа) Бернуилли. Символический процесс переживается на карте и через карту. Это развитие обычно демонстрирует энантиодромную* структуру, подобно тексту И Цзин, и таким образом представляет ритм негативного и позитивного, потери и обретения, тьмы и света» (* Греческий термин, используемый Юнгом для обозначения понятия «все вещи превращаются в свою противоположность»)
Дейдра Бейр в своей книге Jung: A Biography (Little, Brown, 2003, стр. 549) вспоминает, что в 1950 году Юнг каждому из четырёх членов его Клуба Психологии поручил исследовать «интуитивный, синхронистичный метод». Ханни Биндер должна была работать над Таро, а потом научить его читать карты. Они решили, что «единственной колодой, которая обладала всеми нужными свойствами и удовлетворяла требованиям метафоры, которые он по крупице собрал из алхимических текстов» было Марсельское Таро Гримауда. Работа Ханни Биндер продвинулась совсем недалеко, что можно понять из её отчёта, хранящегося в Институте Юнга в Нью Йорке. Группа распалась около 1954 г.
Что стояло за попыткой Юнга собрать этот материал? Мари-Луиза фон Франц в книге Psyche and Matter (1988) вспоминает, что ближе к концу жизни:
«Юнг предложил исследовать случаи, когда возможно участие архетипического слоя бессознательного – после серьёзной трагедии, например, или посреди конфликта или развода, – потеем прохождения людьми процедуры предсказания: по И-Цзин, раскладам Таро, при помощи предсказательного мексиканского календаря, составления натальной карты или гороскопа. Если гипотеза Юнга верна, результаты этих процедур должны сходиться…»
«(Исследование должно было состоять в) изучении инциндента путём сходства…. многих методов, с помощью которых мы могли бы попытаться выяснить, что Самость «думает» о данном конкретном случае…. Обычно довольно туманные формулироваки предсказательных техник напоминают те «облака познания», которые, согласно Юнгу, составляют «абсолютное знание».
Далее фон Франц объясняет, что юнговские «облака познания» (термин из классической Йоги) представляют собой осознание нашим умом гораздо большего объёма информации, «абсолютного знания», содержащегося в коллективном бессознательном. Этим изображениям, с точки зрения «более или менее сознательного эго», недостаёт точности и ясности. Таким образом реализацией значения должен стать «живой опыт, который трогает сердце так же, как ум». Она продолжает:
«Архетипические образы снов и образы великих мифов и религий до сих пор выказывают несколько «туманную» природу абсолютного знания, кажется, что они содержат больше, чем мы можем воспринять сознательно, даже путём намеренной интерпретации. Они сохраняют смутное и таинственное качество, словно открывая нам больше, чем мы можем знать».
9 февраля 1960 года, примерно за год до своей смерти, Юнг написал г-ну. М. Д. Корнеллу о разочаровывающем окончании своего великого эксперимента:
«При определённых условиях возможно экспериментировать с архетипами, как показал мой «астрологический эксперимент». Действительно, мы начали такие эксперименты в Институте К. Г. Юнга в Цюрихе, используя исторически известные интуитивные, то есть – синхронистичные, методы (астрологию, геомантию, Таро и И-Цзин). Но у нас было слишком мало людей и возможностей, так что мы не смогли продолжить и были вынуждены остановиться».
Эксперимент, предложенный Юнгом, обсуждается в Хурнале Парапсихологии (Март 1998), в статье под названием «Письма Рине-Юнга: отличие парапсихологических событий от синхронистичных – Дж. Б. Рине; Карл Юнг» Виктора Мэнсфилда, Салли Рине-Фезер, Джеймса Холла. Авторы приходят к выводу:
«Такой эксперимент соответствует нашему описанию ненанисльственного, не контролирующего и не манипулирующего, но тут есть свои трудности. Как, например, мы можем убедительно показать, что предсказательные системы и правда сходятся, что когда архетип фактически совпал, был выбран верный предмет, что данные были взяты без предвзятой интерпретации, и что прочие внешние факторы не повлияли на результат? Эти проблемы не являются непреодолимыми, но для того, чтобы не просто «проповедовать верующим», этот эксперимент, как и всякий другой, должен быть проведён со всей строгостью, чтобы научное сообщество было удовлетворено всеми аспектами сбора, и нализа данных и т.д.»
В 1984 г. Арт Козенгартен, в рамках докторской диссертации, провёл эксперимент, очень схожий с тем, что описывал Юнг, в котором он сравнил Таро и анализ снов. Вы можете прочесть об этом в его книге Tarot and Psychology: Spectrums of Possibility. Я думаю, что Юнг был бы доволен.
Итак, какие сделаем выводы?
Юнг признавал, что Таро отображает архетипы трансформации, схожие с теми, что он обнаружил в мифах, снах и алхимии, и обладает предсказательными характеристиками, схожими с И Цзин и астрологией, хотя он и не уделял этому вопросу своего основного внимания. Прежде всего, Юнг верил, что человек может использовать «интуитивный метод» для того, что понять – отражая коллективное бессознательное и «облака познания», – значение настоящего.
Карл Юнг о Старших Арканах
Мэри Грир:
«В качестве обновления к предыдущему посту «Карл Юнг и Таро», я получила документ из библиотеки Института Юнга в Нью Йорке. В нём содержатся краткие заметки Ханни Биндер, сделанные по описаниям Юнга, когда он говорил с ней о картах Таро. Заметки были на немецком. Друг Ханни сделал буквальный перевод на английский и напечатал его на больших карточках. Далее приведено вербальное описание Старших Арканов, данное Юнгом. Основано оно на Марсельском Таро, которое, как считал Юнг, в наибольшей степени соответствует тому, что он обнаружил в алхимических текстах. Я исправила наиболее очевидные ошибки перевода, но свела поправки к минимуму. Мои собственные комментарии в скобках
Если вы знакомы с основными концепциями, представленными Юнгом, вы увидите, что некоторые из них возникают в явной или скрытой форме: Самость, Тень, экстравертность, интравертность, инфляция и т.д. Отмечаю также его интерес к предметам в левой и правой руке персонажа, как показателям мужских/активных и женских/пассивных (я предпочитаю – "восприимчивых") энергий. Это лишь упрощённые заметки, очевидно, что они должны были стать отправной точкой для дальнейшего исследования».
1. Маг
В правой руке Маг держит золотой шар, в левой – палку (жезл). Шляпа в виде восьмёрки (знак бесконечности). Предметы в руках означают соответственно: в правой – активность, в левой – пассивность. Знак силы, стабильности, себя. Перед ним выложены все символы.
2. Жрица
Сидящая Жрица. На ней вуаль. На коленях – книга. Книга открыта. Она связана с луной. Оккультная мудрость. Пассивная, предвечная женщина.
3. Императрица
Императрица с крыльями. В правой руке – орёл, в левой – скипетр. На ней корона с 12 камнями. Орёл – символ души и жизни. Женская активность. Плодородие, богиня.
4. Император
Император сидит в профиль. В правой руке держит скипетр. На нём шлем с 12 камнями. Ноги скрещены. Воля, сила, реальность, обязанность, ум.
5. Иерофант
Иерофант опирается на трехсекционный крест. По бокам две колонны: справа – закон, слева – свобода. Перед ним преклонили колена два человека: один в красном, другой в чёрном. Воля, религия, судьба, Самость, центр.
6. Любовники
Юноша стоит на перекрёстке двух дорог. На женщине справа – золотой венец. Женщина слева увенчана виноградной лозой. Красота, перекрёсток, путь внутрь или вовне.
7. Колесница
Победитель в короне. У него треугольный (?) В руке – скипетр. Стрела и оружие в руке (в правой?). Активный путь навстречу судьбе. У него есть цель, достижение победы. Активность, экстравертность, инфляция.
8. Справедливость
Сидящая коронованная женщина. В правой руке – меч, в левой – весы. Компенсация между природой и силой человека. Справедливость, компенсация. Конфликт с законом.
9. Отшельник
Старик идёт, опираясь на посох. Мудрость символизируется лампой. Плащ обеспечивает защиту. Ум, любовь, интровертность. Мудрость.
10. Колесо Фортуны
Сфинк держит меч. Колесо символизирует бесконечность. Палец – знак команды. Человек – центр (пересечение?) колеса фортуны. Удача/невезение.
11. Сила
Девушка раскрывает пасть льва. На шляпе девушки – знак жизненности. Свобода, сила.
12. Повешенный
Руки мужчины связаны за спиной. Глаза открыты. Права нога пересекает левую. Справа и слева – стволы деревьев. Разворот (переворот?), бессилие, жертва, испытание, доказательство. Лицо в небо.
13. Смерть
Скелет в поле, усеянном пальцами и головами. Смерть и воскрешение. Эго не должно править, править должна Самость. Новая точка зрение, освобождение, конец.
14. Умеренность
Девушка льёт воду из одного сосуда в другой. Солнце даёт жидкости жизни течь из золотого в серебряный кубок. Движение, осознанность, естественный рост.
15. Дьявол
Правая рука Дьявола поднята к небу, левая – указывает на землю. Перед ним два человека. Он держит факел – знак чёрной магии. Судьба, Тень, эмоция.
16. Башня
Горящая башня. Больница, тюрьма, удар молнии. Жертва.
17. Звезда
Обнажённая женщина льёт воду из двух кубков. Вокруд девушки – 7 звёзд. Самость сияет, звёзды судьбы, ночь, сны. Надежда. Самость рождается в звёздах. Союз с вечным.
18. Луна
Собака и волк посреди поля. Из воды выходит рак. Ночь. Дверь к бессознательному открыта. Рак собирается выйти на сушу. Свет скрыт.
19. Солнце
Две обнажённые девочки. Солнце сияет над детьми. Золотые капли падают на землю. Самость управляет ситуацией. Осознанность. Озарение.
20. Страшный Суд
Ангел с огненными крыльями, разверзшаяся могила. Рождение Самости. Вдохновение, освобождение.
21. Мир
Обнажённая женщина со скрещенными ногами. По четырём углам ангел, лев, бык и орёл. Завершение, окончание. В мире, но не от мира.
0. Дурак
Человек, не смотрящий под ноги. Начало и конец. У Дурака нет дома в этом мире, его дом – небеса. Мечтатель, мистическая сторона.
Мужские карты:
Жезлы = Либидо (сексуальное желание)
Мечи = Сила духа
Женские карты:
Пентакли = материальность
Кубки = чувства
Из блога Мэри К. Грир: здесь и здесь
Перевод:


16 сентября 1930 года Юнг написал в письме миссис Экштейн:
«Да, я знаю о Таро. Насколько мне известно, это карточная колода, использовавшаяся испанскими цыганами, старейшие карты из известных. Их до сих пор используют для прогностических целей».
1 марта 1933 года Карл Юнг упоминал о Таро на семинаре по активному воображению, продемонстрировав большую осведомлённость о предмете, чем можно было бы подумать, если судить по предыдущему письму. Вот точная запись сказанных им слов:
Читать дальше...«Ещё одна странная область оккультного знания, где появляется образ гермафродита – Таро. Это колода карт, которую первоначально использовали цыгане. Существуют колоды испанского происхождения, датируемые, если я правильно помню, XV веком. Эти карты являются прародителем наших современных игральных карт, в которых красное и чёрное символизирует противоположности, а разделение на четыре масти – черви, трефы, пики, бубны, – также принадлежит к области символизма индивидуации. Это психологические образы, символы, с которыми играет человек, так же, как бессознательное играет со своим содержимым. Они образуют определённые комбинации, и различные комбинации соответствуют игривому развитию событий в истории человечества. Карты Таро состоят из обычных карт – король, королева, туз и т.д., – только изображения слегка отличались, кроме того, есть ещё 21 карта, на которых изображены символы или символические ситуации. Например, символ солнца, человека, подвешенного за ноги, башни, разрушенной молнией, колеса Фортуны и т.д. Они представляют собой некие архетипические идеи различной природы, смешивающиеся с обычным содержимым потока бессознательного, таким образом, их вполне можно использовать в интуитивном методе понимания потока жизни, возможно, даже для предскащания будущих событий, так как всё будущее основывается на событиях настоящего. В этом эти карты схожи с И Цзин, китайским методом предсказания, который как минимум позволяет прочитать текущую ситуацию. Вы знаете, человек всегда чувствовал потребность найти доступ к смыслу текущей ситуации через бессознательное, так как между основной ситуацией и коллективным бессознательным существует своего рода связь или подобие.
В Таро есть изображение гермафродита (diable) на карте Дьявол. В алхимии это – золото. Другими словами, такая попытка объединить противоположности для христианского мышления является дьявольской, каким-то слом, недопустимым, чем-то, что относится к области чёрной магии».
Из Visions: Notes of the Seminar given in 1930-1934 by C. G. Jung, под редакцией Клэр Дуглас, том. 2 (Princeton NJ, Princeton University Press, Bollingen Series XCIX, 1997), стр. 923.).
В «Архетипах коллективного бессознательного» (The Archetypes of the Collective Unconscious, CW, том 9:1, пар. 81), Юнг пишет:
«Если нужно сформировать картину символического процесса, хорошим примером является серия изображений, применяемых в алхимии… Также представляется, что изображения карт Таро являются отдалёнными потомками архетипов трансформации, и эту точку зрения подтвердила весьма информативная лекция профессора (Рудольфа) Бернуилли. Символический процесс переживается на карте и через карту. Это развитие обычно демонстрирует энантиодромную* структуру, подобно тексту И Цзин, и таким образом представляет ритм негативного и позитивного, потери и обретения, тьмы и света» (* Греческий термин, используемый Юнгом для обозначения понятия «все вещи превращаются в свою противоположность»)
Дейдра Бейр в своей книге Jung: A Biography (Little, Brown, 2003, стр. 549) вспоминает, что в 1950 году Юнг каждому из четырёх членов его Клуба Психологии поручил исследовать «интуитивный, синхронистичный метод». Ханни Биндер должна была работать над Таро, а потом научить его читать карты. Они решили, что «единственной колодой, которая обладала всеми нужными свойствами и удовлетворяла требованиям метафоры, которые он по крупице собрал из алхимических текстов» было Марсельское Таро Гримауда. Работа Ханни Биндер продвинулась совсем недалеко, что можно понять из её отчёта, хранящегося в Институте Юнга в Нью Йорке. Группа распалась около 1954 г.
Что стояло за попыткой Юнга собрать этот материал? Мари-Луиза фон Франц в книге Psyche and Matter (1988) вспоминает, что ближе к концу жизни:
«Юнг предложил исследовать случаи, когда возможно участие архетипического слоя бессознательного – после серьёзной трагедии, например, или посреди конфликта или развода, – потеем прохождения людьми процедуры предсказания: по И-Цзин, раскладам Таро, при помощи предсказательного мексиканского календаря, составления натальной карты или гороскопа. Если гипотеза Юнга верна, результаты этих процедур должны сходиться…»
«(Исследование должно было состоять в) изучении инциндента путём сходства…. многих методов, с помощью которых мы могли бы попытаться выяснить, что Самость «думает» о данном конкретном случае…. Обычно довольно туманные формулироваки предсказательных техник напоминают те «облака познания», которые, согласно Юнгу, составляют «абсолютное знание».
Далее фон Франц объясняет, что юнговские «облака познания» (термин из классической Йоги) представляют собой осознание нашим умом гораздо большего объёма информации, «абсолютного знания», содержащегося в коллективном бессознательном. Этим изображениям, с точки зрения «более или менее сознательного эго», недостаёт точности и ясности. Таким образом реализацией значения должен стать «живой опыт, который трогает сердце так же, как ум». Она продолжает:
«Архетипические образы снов и образы великих мифов и религий до сих пор выказывают несколько «туманную» природу абсолютного знания, кажется, что они содержат больше, чем мы можем воспринять сознательно, даже путём намеренной интерпретации. Они сохраняют смутное и таинственное качество, словно открывая нам больше, чем мы можем знать».
9 февраля 1960 года, примерно за год до своей смерти, Юнг написал г-ну. М. Д. Корнеллу о разочаровывающем окончании своего великого эксперимента:
«При определённых условиях возможно экспериментировать с архетипами, как показал мой «астрологический эксперимент». Действительно, мы начали такие эксперименты в Институте К. Г. Юнга в Цюрихе, используя исторически известные интуитивные, то есть – синхронистичные, методы (астрологию, геомантию, Таро и И-Цзин). Но у нас было слишком мало людей и возможностей, так что мы не смогли продолжить и были вынуждены остановиться».
Эксперимент, предложенный Юнгом, обсуждается в Хурнале Парапсихологии (Март 1998), в статье под названием «Письма Рине-Юнга: отличие парапсихологических событий от синхронистичных – Дж. Б. Рине; Карл Юнг» Виктора Мэнсфилда, Салли Рине-Фезер, Джеймса Холла. Авторы приходят к выводу:
«Такой эксперимент соответствует нашему описанию ненанисльственного, не контролирующего и не манипулирующего, но тут есть свои трудности. Как, например, мы можем убедительно показать, что предсказательные системы и правда сходятся, что когда архетип фактически совпал, был выбран верный предмет, что данные были взяты без предвзятой интерпретации, и что прочие внешние факторы не повлияли на результат? Эти проблемы не являются непреодолимыми, но для того, чтобы не просто «проповедовать верующим», этот эксперимент, как и всякий другой, должен быть проведён со всей строгостью, чтобы научное сообщество было удовлетворено всеми аспектами сбора, и нализа данных и т.д.»
В 1984 г. Арт Козенгартен, в рамках докторской диссертации, провёл эксперимент, очень схожий с тем, что описывал Юнг, в котором он сравнил Таро и анализ снов. Вы можете прочесть об этом в его книге Tarot and Psychology: Spectrums of Possibility. Я думаю, что Юнг был бы доволен.
Итак, какие сделаем выводы?
Юнг признавал, что Таро отображает архетипы трансформации, схожие с теми, что он обнаружил в мифах, снах и алхимии, и обладает предсказательными характеристиками, схожими с И Цзин и астрологией, хотя он и не уделял этому вопросу своего основного внимания. Прежде всего, Юнг верил, что человек может использовать «интуитивный метод» для того, что понять – отражая коллективное бессознательное и «облака познания», – значение настоящего.
Карл Юнг о Старших Арканах
Мэри Грир:
«В качестве обновления к предыдущему посту «Карл Юнг и Таро», я получила документ из библиотеки Института Юнга в Нью Йорке. В нём содержатся краткие заметки Ханни Биндер, сделанные по описаниям Юнга, когда он говорил с ней о картах Таро. Заметки были на немецком. Друг Ханни сделал буквальный перевод на английский и напечатал его на больших карточках. Далее приведено вербальное описание Старших Арканов, данное Юнгом. Основано оно на Марсельском Таро, которое, как считал Юнг, в наибольшей степени соответствует тому, что он обнаружил в алхимических текстах. Я исправила наиболее очевидные ошибки перевода, но свела поправки к минимуму. Мои собственные комментарии в скобках
Если вы знакомы с основными концепциями, представленными Юнгом, вы увидите, что некоторые из них возникают в явной или скрытой форме: Самость, Тень, экстравертность, интравертность, инфляция и т.д. Отмечаю также его интерес к предметам в левой и правой руке персонажа, как показателям мужских/активных и женских/пассивных (я предпочитаю – "восприимчивых") энергий. Это лишь упрощённые заметки, очевидно, что они должны были стать отправной точкой для дальнейшего исследования».
1. Маг
В правой руке Маг держит золотой шар, в левой – палку (жезл). Шляпа в виде восьмёрки (знак бесконечности). Предметы в руках означают соответственно: в правой – активность, в левой – пассивность. Знак силы, стабильности, себя. Перед ним выложены все символы.
2. Жрица
Сидящая Жрица. На ней вуаль. На коленях – книга. Книга открыта. Она связана с луной. Оккультная мудрость. Пассивная, предвечная женщина.
3. Императрица
Императрица с крыльями. В правой руке – орёл, в левой – скипетр. На ней корона с 12 камнями. Орёл – символ души и жизни. Женская активность. Плодородие, богиня.
4. Император
Император сидит в профиль. В правой руке держит скипетр. На нём шлем с 12 камнями. Ноги скрещены. Воля, сила, реальность, обязанность, ум.
5. Иерофант
Иерофант опирается на трехсекционный крест. По бокам две колонны: справа – закон, слева – свобода. Перед ним преклонили колена два человека: один в красном, другой в чёрном. Воля, религия, судьба, Самость, центр.
6. Любовники
Юноша стоит на перекрёстке двух дорог. На женщине справа – золотой венец. Женщина слева увенчана виноградной лозой. Красота, перекрёсток, путь внутрь или вовне.
7. Колесница
Победитель в короне. У него треугольный (?) В руке – скипетр. Стрела и оружие в руке (в правой?). Активный путь навстречу судьбе. У него есть цель, достижение победы. Активность, экстравертность, инфляция.
8. Справедливость
Сидящая коронованная женщина. В правой руке – меч, в левой – весы. Компенсация между природой и силой человека. Справедливость, компенсация. Конфликт с законом.
9. Отшельник
Старик идёт, опираясь на посох. Мудрость символизируется лампой. Плащ обеспечивает защиту. Ум, любовь, интровертность. Мудрость.
10. Колесо Фортуны
Сфинк держит меч. Колесо символизирует бесконечность. Палец – знак команды. Человек – центр (пересечение?) колеса фортуны. Удача/невезение.
11. Сила
Девушка раскрывает пасть льва. На шляпе девушки – знак жизненности. Свобода, сила.
12. Повешенный
Руки мужчины связаны за спиной. Глаза открыты. Права нога пересекает левую. Справа и слева – стволы деревьев. Разворот (переворот?), бессилие, жертва, испытание, доказательство. Лицо в небо.
13. Смерть
Скелет в поле, усеянном пальцами и головами. Смерть и воскрешение. Эго не должно править, править должна Самость. Новая точка зрение, освобождение, конец.
14. Умеренность
Девушка льёт воду из одного сосуда в другой. Солнце даёт жидкости жизни течь из золотого в серебряный кубок. Движение, осознанность, естественный рост.
15. Дьявол
Правая рука Дьявола поднята к небу, левая – указывает на землю. Перед ним два человека. Он держит факел – знак чёрной магии. Судьба, Тень, эмоция.
16. Башня
Горящая башня. Больница, тюрьма, удар молнии. Жертва.
17. Звезда
Обнажённая женщина льёт воду из двух кубков. Вокруд девушки – 7 звёзд. Самость сияет, звёзды судьбы, ночь, сны. Надежда. Самость рождается в звёздах. Союз с вечным.
18. Луна
Собака и волк посреди поля. Из воды выходит рак. Ночь. Дверь к бессознательному открыта. Рак собирается выйти на сушу. Свет скрыт.
19. Солнце
Две обнажённые девочки. Солнце сияет над детьми. Золотые капли падают на землю. Самость управляет ситуацией. Осознанность. Озарение.
20. Страшный Суд
Ангел с огненными крыльями, разверзшаяся могила. Рождение Самости. Вдохновение, освобождение.
21. Мир
Обнажённая женщина со скрещенными ногами. По четырём углам ангел, лев, бык и орёл. Завершение, окончание. В мире, но не от мира.
0. Дурак
Человек, не смотрящий под ноги. Начало и конец. У Дурака нет дома в этом мире, его дом – небеса. Мечтатель, мистическая сторона.
Мужские карты:
Жезлы = Либидо (сексуальное желание)
Мечи = Сила духа
Женские карты:
Пентакли = материальность
Кубки = чувства